rprosinka.com
-
Баба Яга костяная нога
1, 2, 3, 4, 5, 6  .
 
      rprosinka.com » Русские народные сказки
Баба Яга костяная нога
Юли



: 05.02.2007
: 179

Баба Яга костяная нога
На самом деле это наша мумия, которую впоследний раз видели живой Shocked
Ранее людей почетного звания в тайге хоронили в маленьком низеньком домике, но стоящем на высоком срубленном дереве - вот вам и куриная ножка
Этой историей поделился со мной филолог-искуствовед
Домики были без окон с дверью открывающейся изнутри. Все это делалось не иначе как чтобы уберечь человека от диких зверей. Усаживали туда человека еще живым , но уже при смерти. Делалось это и из-за уважения к человеку с большой харизмой, чтобы люди не видили его слабости и не состоятельности и из-за других известным нам целей
Cool Вот так родился образ бабы Яги, костяной ноги
В некоторых краях это было и вынужденой мерой захоронения. В таких краях как Мордовия, где плодородная земля на вес золота, а вокруг тайга
Чтобы откупиться от диких зверей на то время пока человек жив или в сознании, а он в таковом может быть до 40 дней, домик окружали частоколом на который навешивали головы домашних животных
частоколом - чтоб они были не такой уж и легкой добычей
Эту территорию леса старались в суе не посещать
Лишь за сверх особой надобностью стучали в дверь просили душу обратить на него внимание и помочь советом
Понятно что такие "куриные ноги" во влажной тайге обрастали грибами типа чаги, отсюда и призвание бабы Яги - колдовство да зелья

А вам интересно???!!!
Мне жуть как нравятся такие вещи

_________________
ХОЧУ - ОТЛИЧНОЕ СЛОВЕЧКО
И БЕЛОЙ ЗАВИСТЬЮ ОНО
ПЕРЕВИВАЕТ КАК КОЛЕЧКО
ТВОЙ ВЗГЛЯД И МИР В ТВОЕ ОКНО
02, 2007 10:59 pm     e-mail
const



: 02.12.2006
: 70
: Москва, улица Шверника, 19, кв. 2

Избушка на курьих ножках, это что-то вроде дольмена получается?Вот уж не подумал бы никогда.
Интересно.

_________________
Сила Бога - нам подмога,
А нам бы не силы, ума бы немного.
03, 2007 12:36 am     e-mail
Volgusha



: 04.04.2006
: 857
: глубины небес

Хорошая версия.
Я почему-то считал,что Баба не Яга,а ЙОГА.
Может действительно,умирающие в "надземных избушках" МЕДИТИРОВАЛИ в вечность?!

_________________
Любовь зачем-то всегда права...
9169109013, 9037100943, 2610189
03, 2007 1:43 am     e-mail   ICQ Number
virinea



: 10.12.2006
: 346
: Майское

Гляньте, что в сказках творится: баба яга постоянно чему-то учит Добра-Молодца, который к ней приходит.

_________________
Привет росинковцам от истоковцев!
http://майское.рф
03, 2007 1:46 am     e-mail ICQ Number
Юли



: 05.02.2007
: 179

У мексиканцев, кстати тоже такие леса есть, правда не знаю как там они хоронят

_________________
ХОЧУ - ОТЛИЧНОЕ СЛОВЕЧКО
И БЕЛОЙ ЗАВИСТЬЮ ОНО
ПЕРЕВИВАЕТ КАК КОЛЕЧКО
ТВОЙ ВЗГЛЯД И МИР В ТВОЕ ОКНО
03, 2007 10:32 am     e-mail
safonova



: 04.04.2006
: 316
: Москва

Я много собрала материала о Бабе-Яге. Начну выкладывать.

Текст напечатан по изданию: Мифы и магия индоевропейцев. Выпуск 3. Под редакцией А.Платова. М.: Менеджер, 1996.

Есть однако специфические ситуации, когда и замужние женщины имеют право распустить волосы. Это ситуации экстремальные, требующие напряжения всех природных сил, отпущенных человеку." С распущенными волосами кладут также покойницу в гроб",— сообщает в своем обзоре традиционных причесок Зеленин. В другом же месте он рассказывает следующее: "Наиболее распространенным у всех восточных славян ритуальным средством защиты животных (а также людей) от эпидемий является опахивание. Этот обряд (с небольшими местными отклонениями) заключается в общем в следующем: женщины и девушки деревни тайно собираются ночью вместе, босые, в одних только белых рубахах, с распущенными волосами. Они впрягаются в соху и проводят ею борозду вокруг всей деревни".
Совершенно очевидно, что по народным поверьям длинные распущенные волосы являются элементом магии силы и, значит, сильнейшим оберегом. Именно поэтому, пока у женщины нет защитника-мужчины, она бегает с распущенными волосами. Подтверждением этого является и то, что женское богатырство традиционно связывается с состоянием девственности. С распущенными волосами выходят замуж, уходят на тот свет и провожают покойника, с распущенными волосами спасают жизнь скотины, людей, мира... Что же такое тогда распущенные волосы "ведьмы", ведуньи, знахарки, когда они пытаются произвести свои действия над ребенком в печи? И что делала с Иваном Баба-Яга?
Прежде, чем перейти к огню в печи, — небольшое отступление. Можно сказать, мы ведем сейчас своего рода расследование по обвинению Бабы-Яги в совершении "уголовных преступлений", в частности, в том, что она похищает детей и ест и, предварительно изжарив в печи. Обвинение в похищении детей далеко не однозначно. Иван-дурак пришел сам, хоть и случайно. Однако, случайность Сказки очень хитрая штука, как и случайность Судьбы. Это родственные понятия — одна сказывается, другая прорицается. И обе писаны в Книгу, поэтому изменить их нельзя. Все предрешено и Ивашка только говорит о рыбалке, а направляется он к Бабе-Яге. А Василиса Премудрая и не скрывает, что шла специально. Правда, некоторых детей приносят Бабе-Яге ее помощники Гуси-лебеди, которые, как мне кажется, типологически сопоставимы с Сороками-вещейками из былички. Но даже если они и были ее помощниками, она-то не похищала. Это раз. А во-вторых, вслушайтесь в звучание: принести ребенка! Здесь снова ощущается связь с деторождением.
Гораздо страшнее то, что она жарит и ест детей. Это очень серьезное обвинение и за это Баба-Яга никогда не будет прощена человечеством... если только она их действительно ела. Однако, ни в одной из сказок мы не найдем ни одного съеденного ею ребенка. Наоборот. В половине сказок про Бабу-Ягу мы обнаруживаем, что Дураки изжаривают ее собственных дочерей да заодно и ее саму. Примерно также несостоятельны оказывались и реальные обвинения колдуний, когда дело против них рассматривалось грамотно, в юридическом порядке. И уж раз мы перешли на язык юриспруденции, следующее доказательство невиновности моей подзащитной, господа присяжные заседатели, я приведу из работы юриста А.А. Левенстима "Суеверие в его отношении к уголовному праву", опубликованной в прошлом веке в журнале Министерства Юстиции за 1897 года:
"От сухоты, называемой "собачьей старостью", в (...) том же Лукояновском уезде "припекают". Это делается следующим образом: всего младенца обертывают в тряпки или обкладывают разсученым в его величину пресным тестом из ржаной муки; затем, привязавши ребенка к пирожной лопате, одна женщина сует его три раза в печку, а другая столько же раз бегает от печки до порога с приговором: "пеки собачью старость, пеки гораздо".
"На это суеверие мы лично наткнулись в Виленском уезде, благодаря тому, что обвинение сразу было поставлено слишком круто. Мачеха хотела вылечить таким способом своего пасынка; операция не удалась, и ребенок умер во время припекания. Некоторые из соседей, усмотрев в данном случае признаки преднамеренного убийства, заявили обо всем уряднику и добавили, что, по-видимому, мачеха, желая избавиться от своего пасынка, воспользовалась местным суеверием, чтобы скрыть совершенное ею злодеяние. Но при проверке это обвинение совершенно не подтвердилось, а было констатировано только лечение по суеверному и слишком радикальному методу".
Припекание на самом деле было широко известно исследователям народной культуры. О нем упоминает Даль в книге "О повериях, суевериях и предрассудках русского народа": "От детского недуга собачья старость, вероятно, сухотка хребтового мозга, перепекают ребенка, т.е. сажают его на лопату и трижды всовывают наскоро в затопленную печь" Та же "собачья старость" под наименованием стень описывается у Сахарова. Но всерьез этот способ лечения описан по материалам этнографического бюро князя В.Н.Тенишева доктором медицины Г.Поповым в книге "Русская народно-бытовая медицина".
"Очень любопытен способ передачи собачьей старости щенку, практикующейся в некоторых местах Керен-гоу (Пензенск, г.). Топят баню и несут туда ребенка и маленького щенка. Знахарка моет в корыте сначала щенка, а потом, в той же воде ребенка и кончает лечение тем, что парит их вместе на полке, ударяя веником по ребенку раз, а по щенку два.
Иногда, для передачи собачьей хили с ребенка на щенка, применяется совершенно другой прием. Их привязывают вместе к хлебной лопате, всовывают в горячую печь и бьют прутом, попеременно, ребенка и щенка, чтобы хиль перешла с первого на последнего...
Это сажание в печь ребенка при собачьей хили представляет в некоторых местах (...) совершенно самостоятельный прием лечения и носит название "перепекания младенца". Основанием для этой операции считается то, что, будто бы, такой ребенок не допекся в утробе матери. Соединение этого последнего приема с только что рассмотренным, основанным на принципе передачи болезни, создает в высшей степени оригинальный и сложный прием, который чаще всего совершается следующим образом.
Утром когда затопят печку, призывают бабку-знахарку. Она берет ребенка, кладет или сажает его на хлебную лепешку и до трех раз подносит лопату с ребенком к устью печки, а мать ребенка идет в сенцы, смотрит в дверь и говорит:
— Бабка, бабка, что делаешь?
— Перепекаю младенца Алексея.
— На что?
— Выгоняю из него собачью старость.
— Перепекай же и выгоняй собачью старость, чтобы не было отрыжки.
Знахарка, еще не снимавши ребенка с лопаты, приказывает поймать щенка и посадить его под плетуху, сзади знахарки. Когда это сделают, тогда знахарка говорит: "перепекла младенца Алексея, выпекла из него собачью старость. На собачью старость дую и плюю, а младенца Алексея целую". Потом, обратясь задом к младенцу, начинает плевать и дуть на щенка, а затем три раза целует ребенка. После этого, на плетухе, под которой лежит щенок, купают ребенка в теплой воде, настоенной на соломе, поднятой с перекрестка трех дорог. Выкупавши ребенка, щенка выгоняют из избы, приговаривая: "иди, ты, собака, и разноси свою собачью старость от младенца Алексея по буграм, по лугам, по буеракам, по пашням, полосам, посадам, по кустам и прочим местам, чтобы твоя старость не сушила младенца Алексея и не крушила его отца с матерью". На младенца надевают свежее платье, а старое сжигают в печке и золу развевают по воздуху, воду же, которая осталась от купанья, выливают под печку. Потом бабка берет младенца на руки, подносит его к печке, поднимает три раза вверх, приговаривая: "будь теперь, мой внучек, с столб вышины, с печь толщины", передает младенца матери и лечение кончается".
Ни Попов, ни другие исследователи не указывают, распускали ли эти знахарки волосы, но ясно, что они исполняли сложный обряд, оберегающий ребенка. И на что я особенно хотел бы обратить внимание — так это на совершенно определенную связь Печи и Материнской Утробы. Причем, не только Печь обладает качествами утробы и способна рожать, но, очевидно, и Утроба обладает сходными с печью качествами, в частности, огненностью. Не отсюда ли и разговорные выражения, типа: жар любви или огонь страстей — явно имеющие отношение к продолжению рода. А вот что рассказывает Зеленин во все той же "Восточнославянской этнографии" о бережении при родах.
"Повивальная бабка — это непременно пожилая женщина, у которой были свои дети; предпочтение отдается уважаемым вдовам и вообще тем женщинам, которые ведут безупречную нравственную жизнь. Девушек и молодых женщин народ считает для роли повитух непригодными, поэтому так редко обращаются в этих случаях к профессиональным акушеркам.
В случае тяжелых родов прибегают к магическим средствам: все присутствующие, не исключая самой роженицы, снимают пояса, расстегивают воротники, развязывают все узлы, расплетают косы, открывают печные заслонки..."
Теперь становится понятным, почему в быличке про свекровь-колдунью печные трубы оказывались открыты в ночь родов.
"Под подушку роженицы в защиту от нечистой силы кладут нож, а также благовонные травы и три слепленных вместе восковых свечки; с этой же целью у хват ставят рогами к печи,и если роженице надо выйти из избы, она берет с собой этот ухват в качестве посоха. У русских оберегом служит также прут от метлы или вся метла. Чтобы оберечь ребенка, его окуривают дымом, сжигая кусок подола платья, русские вешают над колыбелью волчий зуб, украинцы в рукав рубашки, в которую заворачивают новорожденного, кладут узелок с углем, кусочком глины от печки (печиной) и кусочком хлеба с салом или вместо них соль и свечку; другой узелок с этими же предметами бросают на перекрестке дорог со словами: "На тоби, чорте, плату!" Чтобы уберечь ребенка от детских болезней, голая повитуха с голым ребенком на руках обходит вокруг бани, произнося при этом заклинание, чтобы утренняя заря взяла у ребенка все возможные болезни."
От соединения голой и, естественно, простоволосой ведьмы-повитухи с метлой и ухватом остается для творческой фантазии лишь один шаг до Бабы-Яги в ступе с шестом или той же ведьмы на помеле. Тем более, что среди обережных обрядов зафиксированы и способы спрятать ребенка от болезни, к примеру, в корыто, из которого поят лошадей и вообще в любое укромное место, где бы болезнь не додумалась его искать. Как знать, не была ли и ступа таким оберегом от смерти.
В любом случае ясно, что описанные в сказке "страшные" действия Бабы-Яги есть описание обряда, связанного с родовспоможением. На это, на мой взгляд указывает и ее имя. В 1988 году в одной из деревень Ковровского района Владимирской области мне лично старая повитуха рассказывала, что "ягать" означало у них громко кричать, стонать при родах. Судя по всему, что я от нее узнал, термин этот был узкоспециальным и в бытовой жизни не применялся. Во время родов она и другие повитухи той же традиции предлагали роженице не тужиться и не кричать, а именно ягать, потому что все остальные общеупотребительные слова могли по ассоциации вызвать рестимуляцию болезненных воспоминаний, что помешало бы протеканию родов.
Потом уже, в 1989 году, услышав это слово от старого кулачного бойца, по прозвищу Поханя, я поинтересовался им специально. Выяснилось, что мужчины тоже ягали, когда "ярились" после уборки урожая перед выходом босиком на горящую ржаную или овсяную солому или угли. Точно также ярились яганием и перед боем или в бою, получив рану, чтобы не чувствовать боли. Это дает мне основания считать, что "ягать" означало не просто кричать и стонать, а голосом выпускать поток яростной силы. Тот же старик-боец показал мне яганье в действии, когда показывал одну старинную скоморошину с медведем. Разыгрывалась она примерно так. Приходили на гулянье ряженые водящим и медведем скоморохи. Водящий сначала предлагал "медведю" выполнить обычные в таких случаях трюки: пощупать девок, показать, как ребятишки горох воруют, как пьяные мужики обнимаются, а потом просил:
— А ну-ка, Миша, покажи как наша попадья нерадивых работников бранит!
"Медведь", изображая неуклюжего и забавного мишку, ковылял к толпе молодежи, причем, парни для участия в этой шутке выбирались покрепче, и начинал раскачиваться передними, шевеля губами.
Когда дед мне это рассказывал, он вдруг зажегся, оборвал сам себя и задорно крикнул бабке:
— А что, Кать, а не показать!?
Она тоже засмеялась и махнула на него рукой, как на ребенка, мол, разошелся старый.
Тогда он поставил меня возле койки и начал изображать медведя, а жене велел изображать водящего. Пластика у него, откровенно говоря, была исключительная и в какой-то миг у меня даже слегка стало двоить восприятие. Я чувствовал, что перестаю понимать, что это за существо передо мной. И не то, чтобы я хоть на миг перестал видеть старика, но и человечье в нем стало каким-то непостоянным, словно мерцающим. Он по-медвежьи пошевелил вытянутыми губами, поуркал утробно и вдруг рявкнул. Это было как мощнейший, хотя вроде бы и мягкий, удар вниз живота и в ноги. Я почти потерял сознание и очнулся лежа на кровати, Первое, что зафиксировало мое зрение, это что тетя Катя стоит в той же позе рядом с изголовьем кровати и смеется вместе с Поханей. К тому моменту я уже был подготовлен предыдущим общением со стариками на Владимирщине, что они могут оказывать на меня сильнейшее воздействие. Но вот почему при такой силе посыла, какое было в этом яганье, оно не зацепило старушку, я не мог понять много лет, пока не попробовал это сам.
Естественно, я попытался покопаться в словарях и обнаружил, что языковеды производят Ягу от язи — ведьмы, очевидно, со старославянского, но одновременно в родственных нашему славянских языках слово, звучащее как еза, означает гнев, муку, пытку, ужас. Когда я это прочитал, я понял, что такое ужас. Мы ведь обычно не очень глубоко вдаемся в смысл слов, используем их скорее как знаки. Для нас ужас — какой-то вид страха, разве что в чем-то посильней. Если учесть, что ужас — это не страх, а некое состояние, при котором сковывается физическое тело или некая сила, охватывающая и парализующая тебя, то именно это я и испытал при яганье. А в этимологическом словаре Фасмера я нашел в статье "яглый" (что означает "ярый, ревностный, быстрый") следующее: "Допустимо родство с лит. jega "сила", вин. п. ед. ч., Jega, nuojega "состояние", jegti, Jegiu "мочь, быть в состоянии", лтш. Jega "смысл, разум". И к тому же все это еще каким-то образом соотносится с "цветущим возрастом, юностью". Каким? Раз это слово встречается в разных языках, значит, оно очень древнее и имеет общую индоевропейскую основу. Вполне допустимо, хотя решать это должны специалисты, что основа эта просматривается в слове "ягода" Фасмер пишет об этом так: "Пра-слав. *aga реконструируется на основе ц.слав. (церковно-славянского) виняга... словен. vinjaga"винoгpaднaя лоза"; ...Гринкова... и сл. Мошинский... относит слав. слово к и.-e. (индоевропейскому) *ag —" съедобный плод, ягода"..."
Казалось бы несовместимые, противоречащие другу другу значения — от гнева и ужаса через силу к съедобному плоду. Я бы еще добавил старославянское jagra — так когда-то звучало слово игра. Сведено это все в единое это может быть только в том случае, если все это какие-то проявления Божества. Божества, которого я бы назвал Матерью Урожая. Так и латинский Марс умудрился совместить в себе бога Смерти и бога Плодородия. Таким же предельно противоречивыми являются и Христианский Бог и древнерусский Род — порождающий жизнь и поражающий ее молнией — Родией, которая впоследствии стала орудием Перуна. Противоречивость, а точнее, совмещение многих противоречий в единстве — черта не только богов, но и всех обрядов перехода, инициаций, - обрядов, переводящих человека в иное состояние. Совмещать противоположное не просто их черта, это их задача, как и задача осуществляющих эти переводы Богов и жрецов. Так и предстоящие роды страстно ожидаются и чрезвычайно пугают. Но пугает даже вид выпечки хлеба, если кто в этот момент закладывал в раскаленную печное нутро и пытался его оттуда достать. Печь, печной закут - чисто женское место в избе. Мужчина в традиционной культуре считается просто неспособным заправлять печными делами, как, впрочем, и рожать. За печь в доме отвечает старшая женщина в роду - Бабушка. Она же отвечает за родовспоможение.
Богиня-повитуха, да еще Мать Урожая —это, очевидно, одна из Рожаниц, которым вместе с Родом когда-то "жерали" наши предки, причем, тоже старшая. Она — Мать Богов, потому что проявленное в мире людей есть лишь эманация божественных качеств. Если она в мире людей покровительствует рождению, значит, в мире Богов она рожает и принимает роды. "Ведьмы", которые перепекали или пытались перепечь ребенка, явно не задумываясь, этим вторили каким-то действиям Великой Богини-матери, творя первый обряд в жизни нового человека. Но если "печное действо" является переходным обрядом, то можно попытаться понять каким, а заодно поискать другие обряд имена этой Богини.
________________________________________
ЛИТЕРАТУРА
1. Слово о полку Игореве. М., 1981.
2. Народные русские сказки. А.Н.Афанасьева в трех томах. М..1985.
3. А.Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу. М.,1994.
4. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
5. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901—1913. М., 1994.
6. Зеленин Д.К. Великорусские сказки Пермской губернии. М., 1991.
7. Зиновьев В. П. Мифологические рассказы русского населения восточной Сибири. Новосибирск, 1987.
8. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа, М.,1993.
9. Левенстим А.А. Суеверие в его отношении к уголовному праву. СПБ., 1897.
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989.
11. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПБ., 1994.
12. Сахаров И.П. Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым. М., 1990.
13. Г.Попов. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя В.Н.Тенишева. СПБ., 1903.
14. М. Фасмер Этимологический словарь русского языка. М., 1986.
15. И.И.Срезневский Словарь древнерусского языка, М.» 1989.
16. Балушок В.Г. Инициации древних славя н//Этнографи-ческое обозрение, №4,1993.
17. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.» 1986.
18. Пандей.
19. Членов A.M. По следам Добрыни. М., 1986.
20. Славянские древности. Энциклопедический словарь. М., 1995.
21. Фаминцын А.С. "Божества древних славян", СПб, 1995.
22. Потебня А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий. 2. Баба-яга. Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. М., 1865.
23. Законы Ману.
24. "Мифологический словарь", М., 1991.
25. "Мифы народов мира", энциклопедия. М., 1991.
26. Лаушкин К.Д. Баба-яга и одноногие боги//Фольклор и этнография, Л., 1970.
27. Харнер М.Дж. Путь шамана или шаманская практика. Харьков,1991.
28. Леви-БрюльЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
29. ШеппингД.О. Русская народность в ея поверьях, обрядах и сказках. М.,1862.
30. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.,1995.
31. Никифоров А.И. Кощей. Макар. Яга//Живая старина, №2,1994.
32. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М. 1990.
03, 2007 6:44 pm
safonova



: 04.04.2006
: 316
: Москва

Комментария форумчанина Белогора:

Русская печь, сама по себе лучшая на свете парилка. Моя подруга много раз в такой печи у бабки мылась и парилась в детстве. Делается это очень просто - печь протапливается, угли с золой выгребаются, потом топка (а она в Русской печи очень большая) тщательно промывается от сажи, туда кидают охапку чистой соломы ставят ушат с водой и залазят сами, прогреваются, споласкиваются, массируют себя пучком соломы или лечебной травы. Ведь довольно хлопотно каждый день топить баню, а печь почти всегда горячая.
А детей в печи вообще постоянно мыли, набегаются за день, грязные. пыльные, вот их и в печь...

А поскольку часто (почти каждый день) это делалось, то печь иной раз и не мыли и солому не подстилали, а просто угли выгребали и аккуратно мальца на лопату и задвигали в топку. Туда же ему кадушку воды с мочалкой. Мылся он прямо сидя на хлебной лопате, чтобы не вымазаться о дно топки и не сидеть в луже воды которую наплескает.

Повторяю, в некоторых деревнях, где ещё сохраняется старинный уклад жизни, это делается и сегодня!
Когда дети простывают, их тоже на лопату и в горячую печь, прогревание делают.

А в средние века, представляю какими глазами на это всё смотрели гости из Европы, где в те времена вообще большая часть населения не мылась, а ходили в грязи и вшах... Вот дебильные байки про Русских ведьм "пекущих" маленьких детей в печах и сочиняли... Да что там средневековье, для многих европейских недоумков и сегодня по Москве медведи ходят...
Ну а христеянские попы тем более жути нагоняли на людей, вот мол, не покрестите ребёночка в цоркви - испечёт живьём и сьест его злая колдунья-ведунья из дремучего леса...

А колдуньи эти, на самом деле наши с вами добрые бабушки, которые лечили, выхаживали, словом добрым людям помогали и по старой традиции род в чистоте телесной и духовной держали.


(Писатель Алексей ИВАНОВ: "Русские ведьмаки в сто раз страшнее Фредди Крюгера" Комсомольская правда, 1-8 июня 2006 г.)

"Одна из версий происхождения Бабы Яги - уральская. Конечно, невозможно где-нибудь поставить памятник: «На этом месте в 1458 году родилась Баба Яга...» В русском фольклоре Баба Яга появилась в XV веке - когда русские добрались до уральских чащоб. У местных племен был священный идол - Золотая Баба. Любому русскому, который ее увидит, грозила смерть. Причина понятна: один скажет другому, другой - третьему, а третий пойдет и сопрет - она же из золота. Атмосфера вокруг этого идола была мрачноватая. Кроме того, русские застали у местных жителей и своеобразную обрядовую практику. Святилище располагалось на тайной поляне в лесу. Поляну ограждал частокол; на кольях висели черепа принесенных в жертву животных. На поляне стоял священный амбарчик - «сомъях», или по-русски - чамья. Его поднимали на столбы из высоких пней. До сих пор охотники на своих таежных заимках ставят амбарчики точно так же. Амбарчик был размером с письменный стол. Окон и дверей в нем не было - к чему они? Внутри лежала деревянная резная кукла «иттарма» - вместилище души умершего, предка или бога. Кукла была одета в национальную одежду - например, в шубу-ягу. И в сознании русских первопроходцев обрядовая практика местных жителей слилась воедино с представлением о Золотой Бабе. Так и получилась Баба Яга, которая живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках и несет русским смерть".
03, 2007 6:48 pm
safonova



: 04.04.2006
: 316
: Москва

Этимология словосочетания "Баба-Яга"

Бабы Яги (Йага/Яха) А так же их дочери и внучки, Ягишны.
Много позже оно уже на индостане трансформировалось в слово Йог и чуть изменило значение.
Бабы Яги и Ягишны - прекрасные, светлые персонажи наших сказок и былей.
На самом деле хранительницы ведических традиций, знаний и в целом рода человеческого.
Многих называли даже берегинями, ставя где-то посерёд между людьми и богинями.
Светлое названия Бабы Яги очернили и переврали в средние века, когда поветрие
"Охоты на ведьм" пришло на Русь из мракобесной европейской культуры и нашло
этот образ в качестве своей жертвы в наших землях...
Стали Бабой Ягой детей пугать. (форумчанин Белогор)


Из книги "Волшебный Букварь" автор Л.Рыжкова-Гришина.

А в русских сказках ты часто сталкивался с таким персонажем, как Баба-Яга. И чаще всего это была злая и вредная старуха.
Слово ЯГА – восточнославянское, развилось из праславянского "jеga", со значением – злая. Очевидно, это краткая форма прилагательного. Если предположить, что полная форма звучит как ЯГАЯ, то краткая – именно ЯГА.
Любопытно, что в древнеиндийском языке есть слова "agha", что значит – злой. В латинском языке мы находим слово – "аngere" со значением – теснить, душить. Отсюда пошло, кстати, и слово АНГИНА.
Значит, мы выяснили, что слово ЯГА имеет оттенок чего-то злого, дурного. Но всегда ли так было?
В том же древнеиндийском языке есть слово ЙОГА, которое обозначает религиозно-мистическое учение, цель которого – духовное совершенствование человека. То есть, здесь смысл явно противоположный.
Русское слово ЯГА и древнеиндийское слово ЙОГА – однокоренные. Значит, у них должен быть похожий смысл. Но у них смысл почему-то разный: ЯГА – с оттенком злобы, а ЙОГА – с оттенком явно положительным. Почему такое несоответствие?
Если уходить всё дальше в глубь веков, мы находим совершенно отчётливые параллели и вполне объяснимую связь индийской ЙОГИ и древнерусской ЯГИ. Запомни: в глубокой древности это означало какую-то более высшую ступень человеческих знаний, причем с положительным оттенком.
Значит, в древности быть ЯГОЙ было не плохо, а как раз напротив.
Отголоски той старины мы иногда встречаем в русских сказках. И Бабу-Ягу там изображают не уродливой старухой, а молодой девицей. И не сгорбленной от собственной злобы, а статной всадницей на коне. Может быть, и ты встречал подобное?
Потом образ Бабы-Яги исказили и даже придали ему совершенно противоположные черты, увы.
Такая же история произошла со словами – ВЕДУН и ВЕДЬМА, которые тоже первоначально означали ВЕДАЮЩИЕ ТАЙНАМИ – ВЕДАМИ, а потом смысл изменился на противоположный. Подумай сам над историей этих слов, она похожа на ту, которая случилась со словами ЯГА и ЙОГА.
03, 2007 6:51 pm
safonova



: 04.04.2006
: 316
: Москва

БАБУШКА ЯГА - БОГИНЯ МЫСЛИ.



Баба - Яга, она же Агни - Яга, она же Буря - Яга, она же Кыльпе - Яныга, она же Вут-Ими, она же Усоньша - Виевна, она же Золотая Баба. Дочь матери Сырой Земли и бога подземного царства Вия.
Хозяйка избушки на курьих ножках, стоящей на границе двух миров, у реки Смородины. По древней легенде души людей прошедших, свой жизненный путь отделяются от тела и собираются у реки Смородины, где в течение сорока дней, привыкают к новым условиям существования и ждут решения небесного суда. А Бабушка Яга, будучи подругой Вещего Леса, взвешивает на весах любви прожитую жизнь каждого, пришедшего к ней.
И если Человек жизнь прожил по законам любви, и его добрые дела перевешивают его ошибки, то Бабушка открывала доброй душе маленькую, но важную тайну.
Она советовала душам праведников не пить водички из грязной и мутной реки, перетерпеть, а если сильно замучит жажда, то зайти в Дубовую рощу, что на берегу речки Смородины, отыскать в ней чистейший Родниковый Источник, и из него утолить жажду. И кто слышал Мудрый Глагол Бури Яги, тот находил в Дубовой роще Родник, и душа его навечно возносилась в Ирий. А кто не слышал Слова Вещего, либо не обратил на него внимания, либо поленился найти заветный источник, тот пил из грязной, мутной реки, и душа его вновь и вновь воплощалась на Земле, где подвергалась тяжёлым духовным испытаниям до обретения Мудрости
У заботливой бабушки - Кулпе Яныги и на Земле хлопот хватает. Она управляет вьюгами и метелями, сохраняет древние знания, помогает праведным, наказывает злых и ленивых, покровительствует повивальным бабкам, знахарям, врачам.
Потому и в сказках она разная, для кого-то злая и коварная, для иных добрая. Баба Яга сохраняет Латы Нетленные, да табун Коней богатырских, неезженых - необузданных, для особых всадников взращенных. Конь белый - день светлый, конь рыжий - заря утренняя, конь вороной - ночка тёмная, конь бледный – вечер краткий.
Сама Буря Яга владеет мудростью всей Земли, и когда она ещё в девицах ходила, то зарок себе дала, что станет женой того, лишь кто её в Чистом Поле силою разума одолеет. И никто не мог, ни на земле, ни под землёй поразить дивчину.
На то время небесные Боги свергли на Землю, за неосторожно сказанное Слово, за озорство, молодого Бога Велеса. Повстречал он на своем земном пути удалую Усоньшу Виевну. Сошлись они в Чистом Поле, в честном поединке, три дня и три ночи бились.
Одолел буйный Велес удалую дивчину, брал её за рученьки белые, брал её за перстни золочёные, подымал её со Сырой Земли, становил на резвые ноженьки. Становил её супротив себя, целовал её в уста сахарные, называл женою любимою.

(из учебника"Глаголы Русских Мудрецов" составитель А.А.Шаршин)


: safonova ( 18, 2007 8:18 am), 1
03, 2007 7:00 pm
Vladimirvas
Admin


: 04.04.2006
: 1662
: Россия

    Поскольку const вспомнил слово АГНИ, то открою одну маленькую тайну из книг: помните имя Инга? А наоборот? Правильно - АГНИ!!!

_________________
    Обращение В. Мегре Президенту РФ В.В. Путину - подпись «ЗА». Присоединяйтесь!
04, 2007 1:05 am
safonova



: 04.04.2006
: 316
: Москва

Мои наработки по этимологии "Бабы-Яги".

Слово, БАБА, тюркоязычное, и обозначает "отец", "родоначальник". Сейчас в татарском слово "бабай" - дедушка. В русском языке слово БАБА - обозначает женщину, бабушку. Если учитывать, что тюркский и русский язык, как и другие языки осколки единого праязыка, то можно предположить, что слово БАБА - раньше обозначало "предков, родоначальников" независимо от пола.

Избушка на курьих ножках.

Филологи знают, что звук К перетекает в Ч, они даже ставят знак равенства между К=Ч. Поэтому, такое понятие, как КУР=ЧУР. ЧУР (Щур) - родовой дух-хранитель (пращуры). Поэтому, такие слова, как "курган", "избушка на курьих ножках", имеет отношение к нашим предкам, к захоронениям, которые несли знания и силу последующим поколениям (дольмены (каменные и деревянные в тайге, которые так красочно описала Юли); курганы предков: козлиное, лошадиное копытце).
04, 2007 10:36 am
safonova



: 04.04.2006
: 316
: Москва

А вот юмор от М.Задорнова

БАБА-ЯГА
Баба Яга, надо сразу сказать, персонаж небанальный и неоднозначный. Во-первых, это женщина с несложившейся судьбой и с огромным комплексом неполноценности. Мало того, что лицом не вышла. Правда, лицом не вышла уже к старости, а в молодости была очень даже красивой. Но, несмотря на это – способной. О ней уже тогда говорили: красивая, зато умная! Еще одна шутка Господа. Я понимаю, нелегко теперь представить себе Бабу Ягу молодой. Однако была! И повторяю: особым даром наделила ее матушка-природа: видеть и ведать то, что не видят и не ведают остальные. То есть, была она мощнейшим экстрасенсом! Правда, в то время таких мудреных слов не было. Поэтому говорили просто – ведьма. Кстати, слово "ведьма" появилось в народе, как похвальное, от слова "ведать". От этого же слова произошло и название первых святых книг на земле – Веды. Более того, ведьмами называли добрых женщин-целительниц, которые ведали разные секреты, и относились за это к ним в народе, как к святым. Интересно, что злых колдуний, занимающихся черной магией, называли тогда феями. Но, во времена инквизиции бесы – наперсточники человеческого духа – очень находчиво сумели поменять плюс и минус местам: пропиарили минус, как плюс. И человечество закоротило! Так и живет оно до сих пор в коротком замыкании собственного разума: двигателями истории считаются политики, военные, бизнесмены… Теми, кто что-то создает, руководят те, кто продает. Элементарные шабаши называются: форумы, симпозиумы, сессии, встречи на высшем уровне… Мудрецов считают юродивыми и убогими. Хотя само слово "убогий" бесы прозевали, и оно осталось очень точным и до сих пор означает того, кто остался у Бога, не поддался бесовщине.
К сожалению, наша Баба-яга «убогой» оставаться не пожелала. Хотя, благодаря своим необыкновенным способностям могла стать продвинутой целительницей, открыть неформальную клинику нетрадиционной, то есть небизнесовской медицины.
Но, в молодости у нее случилась обычная для юных лет беда - она встретила Кощея. С тех пор вся жизнь ее пошла наперекосяк. Хотя мама обо всем предупреждала. Мама не одного Кощея повидала за свою жизнь. Но Яга ее не послушала. Строен был Кощей, высок, чертовски собою хорош и - вот он гениальный русский язык - дьявольски умен! Что только ни вытворял он, чтобы подключить все 96 лепестков ее нижней божественной чакры кундалини к своему бесовскому источнику бесперебойного питания. И на ковре-самолете катал, и поляны накрывал скатертью-самобранкой. Однажды даже приволок простыню-самобранку! Такого Бэтмана из себя корчил! Метлу подарил с наворотами, ступу последней модели… Тут она и сдалась! После ступы. Отсюда и выражение – оступиться! Стала служить верой и правдой их общему кривдиному делу. В результате, божьего дара и лишилась. Так часто бывает даже с известными талантливыми артистами, которые идут в политики. Они тут же начинают петь менее задушевно, хотя и громче. И у них не только третий божественный глаз перестает видеть, но и своих два закрываются. Поскольку, талант он всегда от Бога. И служить им Кощею – есть кощунство.
Так и с Бабой Ягой произошло. Распереживалась она из-за того, что никому ее талант в жизни не пригодился, никому не помогла, никого не вылечила… От переживаний как всегда в таких случаях бывает быстро состарилась: превратилась из незаурядной красавицы в заурядную бабу, да еще Ягу.
Многие женщины сегодня должны ее понять и посочувствовать, потому что у Кощея вскоре новые бабки-ёжки завелись, помоложе. Чтобы без шума от нашей Яги отделаться, он ей небольшую недвижимость подарил. Избушку. На курьих ножках. Небольшая недвижимость, зато на краю света! Чтобы ей проблемно было к нему в центр добираться. Это не только женщины, но и мужчины понимают. А на курьих ножках – потому что умный был дьявольски! Знал – Земля-матушка добром заряжает. Лишил Ягу заземления! Да еще пригрозил, мол, если не будет впредь служить верой и правдой их общему «кривдиному» делу, лишит бессмертия, которое даровал в период былого очарования.
БАБЬЯ МЕЧТА
Затаилась с тех пор Баба Яга! Какой-никакой все-таки бабой была. Мечтала только об одном: как бы Кощею за все отомстить! За несложившуюся судьбу, за то, что замужем ни разу официально не была, за то, что обещал в бессмертие молодой взять, а сам отправил в вечность старухой… За то, что отдала этому абсолюту зла лучшие столетия своей жизни! А чтобы Кощей о мечте ее не догадался, продолжала делать вид, что все его задания справно выполняет: всех пугала, стращала, каждого встречного съесть обещала. Хотя ни в одной сказке, между прочим, своего обещания не сдержала и даже в печку никого толком не засунула. Так только, вокруг избушки косточки разбросает, да и то куриные. Для отчета. Приписками занималась.
Сама же, чтобы силы в себе духовные возродить, третий глаз оживить, перешла на вегетарианскую еду, занялась йогой. Поэтому ее и прозвали – Баба-йога. От растительной еды лицо еще сильнее сморщилось, гормонов удовольствия – серотонина явно не хватало. Замечали, у всех, кто в старости на вегетарианскую еду переходит, резко меняет отбивную с пюре и компотом с булочкой на ночь на рис с сельдереем круглосуточно – лицо становится, как грецкий орех без скорлупы. Из всех частей тела у нее кости повылазили. Особенно жалко стало на ее ноги смотреть: хоть анатомию коленных чашечек и менисков изучай. Точь-в-точь два стебелька сельдерея. Поэтому ее и прозвали – Костяная нога. На самом деле это были обычные ноги престарелой йогини, переевшей петрушки, обильно припорошенной ванилью, по индивидуальному гемокоду!
06, 2007 11:09 pm
safonova



: 04.04.2006
: 316
: Москва

Из "Глаголов Русских мудрецов"
:

Она советовала душам праведников не пить водички из грязной и мутной реки, перетерпеть, а если сильно замучит жажда, то зайти в Дубовую рощу, что на берегу речки Смородины, отыскать в ней чистейший Родниковый Источник, и из него утолить жажду. И кто слышал Мудрый Глагол Бури Яги, тот находил в Дубовой роще Родник, и душа его навечно возносилась в Ирий. А кто не слышал Слова Вещего, либо не обратил на него внимания, либо поленился найти заветный источник, тот пил из грязной, мутной реки, и душа его вновь и вновь воплощалась на Земле, где подвергалась тяжёлым духовным испытаниям до обретения Мудрости


Всё верно, только то суждение, что душа праведников НАВЕЧНО возносится в Ирий, а душа грешника воплощается на Земле, пока не наберётся Мудрости - христианский штамп, который развенчала Анастасия, говоря, что нет большего счастья, чем воплощение на Земле, в материи.

А я однажды в Осознанном сновидении встретила Бабу-Ягу. Иду я, вижу, впереди бабушка идёт, маленькая такая, на плечах мешок тяжёлый. Я подбегаю к ней и говорю: "Давай мешок помогу донести". Беру мешок, идём вместе, она говорит: "Вот, за то, что ты мне помогла, скажу доброе слово. Одна женщина ....... (такая-то) хочет твоей смерти, поэтому ты должна с ней по-доброму поговорить." Я ей говорю: "Да, бог с этой женщиной, ты лучше скажи, кто мой суженный (дело было до замужества)". Она отвечает: "Не волнуйся, суженного искать не нужно, он появиться и сразу тебе замуж позовёт". (Так и было, муж мой на третий день после знакомства сделал предложение). Потом, мы дошли до какого-то пруда, она меня туда сталкивает, и начинает макать, и приговаривать: "Будешь к Чистоте стремиться?". Я под водой захлёбываюсь, но обиды нет, когда в очередной раз она меня с силой заталкивает под воду, я говорю: "Макай сильнее, бабуля, чтобы дурь выходила".
07, 2007 9:14 am
virinea



: 10.12.2006
: 346
: Майское

Юмор от М.Задорнова (продолжение)

Зато, как только она увидела своим восстановленным третьим глазом незапятнанную ауру Ивана-царевича, его готовую к подвигам, перегретую на печи чакру кундалини, тут же поняла — простил ее Господь за все ее грехи молодости и послал исполнителя се тайной бабьей мечты, верного помощника. А главное, с точки зрения бесов, такого дурака, что ни у кого из них даже подозрений не вызовет. При этом настоящего богатыря! В то время слово «богатырь» слагалось из двух слов: «Бог» и «тырить». Только слово «тырить» означало «копить». Это значительно позже слова «копить» и «воровать» слились в одном процессе. А свято слово пусто не бывает! И сейчас трудно представить себе, чтобы кто-нибудь накопил что-нибудь приличное, не воруя. Так что богатырем в то время называли того, кто накопил в себе бога. А не того, кто по-голливудски хрестоматийно накачал мышцы. Потому что тот, кто накачал себе мышцы, тот не богатырь, а качок!
Однако, прежде чем отправить Иванушку на подвиг, начала обучать его уму-разуму. Из бунтаря превращать в просветленного. Поскольку знала главную аксиому Творца: бунтарь без просветления опасен, как даун, играющий с высоковольтными проводами. Кроме того, с бунтарями Кощей быстро расправлялся. Ведала она тайну тайн:
для зла опасна не сила, а просветление!
Для такого просветления, чтобы с Кощеем схлестнуться и одолеть его, царевичу еще надо было, как завещал великий Махатма из далекого будущего: «Учиться, учиться и еще раз учиться!»
Для начала приобщила баба-яга царевича к йоге. Обучение у них проходило на ковре. Иванушка способным оказался. Быстро научился перемещаться астральным телом в любую точку пространства, не сходя с ковра. Порой и вместе с ковром. Среди обывателей тут же поползли слухи о загадочном «ковре-самолете». К концу просветления и вовсе приноровился нырять в астрал без всякого «ковра», даже не переодеваясь в спортивное, как есть в одежде и сапогах. Так к «ковру-самолету» добавилась еще и мечта лентяев всех будущих поколений - «сапоги-скороходы».
Многим, многим премудростям обучила яга-гуру своего ученика. Когда же наконец поняла, что дозрел наш хлопец до истинного подвига, поведала ему секрет-секретов, тайну-тайн - как зло, то бишь Кощея окаянного, лишить бессмертия! Долго ждала она этого момента!
_ П режде всего, - сказала она, естественно, телепатически, поскольку ведала:
ангелы слышат мысли, бесы - слова, -тебе нужен меч-кладенец!
Тут надо заострить внимание еще на одном волшебном словосочетании «меч-кладенец». Меч и в древности, как и теперь, означал оружие. Кладом тогда называли самые тайные знания, до которых очень трудно докопаться. Зато про того, кому это удавалось, говорили, он - кладезь мудрости! Так что меч-кладенец первородно означал точь-в-точь название популярного советского журнала «Знание -сила».
— Так вот... Сначала ты должен мечом-кладенцом, то есть силой своих теперешних знаний, рассечь тело Кощея. Не ищи его на краю света. Кощей так хитер, что спрятался в самом укромном месте — в каждом из нас! Затаился в самых потайных уголках и клеточках нашего туловища. Поэтому именно наше туловище каждый раз втягивает нас во грех. По себе знаю... — На этом месте баба-яга задумалась, видимо, вспомнила что-то очень приятное из своего бесовского прошлого, но тут же отогнала незабываемые воспоминания... и продолжила:
— Мысленно рассеки свое туловище мечом-кладенцом, освободись от его лишних греховных потребностей. Избавься от кощеевых пут, чтобы они не мешали тебе заглянуть глубже — в себя! Там ты увидишь сундук. Это твое ментальное тело! Твои мысли. Отсеки темные, греховные... У каждого из нас их так много, что душе тесно в этом темном кощеевом сундуке. Смело руби его кладенцом! Из сундука вылетит утка — твое астральное тело! Твои чувства, ощущения... Дай им волю! Они помогут тебе почувствовать самые сокровенные законы мироздания, Космоса... Без души ты не познаешь их ни телескопами, ни синхрофазотронами. — Тут баба-яга еще хотела добавить «Ни камерами Вилсона», но, увидев глаза царевича, сдержалась, вспомнив вовремя еще одно назидание Творца: «Не грузи — не загрузим будешь!» И продолжала, перейдя уже практически на телепатический шепот:
— Вселенная — это природа! Символ Вселенной — яйцо. Недаром, когда природа оживает, люди дарят друг другу раскрашенные яйца. Яйцо ты найдешь внутри утки. Разбей его. Законы Вселенной есть в каждом из нас. Только очень глубоко. Мы их подавили и загнали на самое дно наших клеточек. И хоть их многое-множество, они такие хрупкие и тонкие, что уместились в одной иголке! Иголка — последнее убежище Кощея! Будь внимателен. Игла — любимая защита бесов! Неспроста говорят: посадить на иглу. Не раздумывая, сломай ее! Раз и навсегда соскочи с бесовской иглы. И ты познаешь глубину своих самых чистых природных родниковых чувств, а значит, победишь Кощея! В себе! И чем больше людей ты этому научишь, тем быстрее тебе удастся лишить зло бессмертия! — Тут глаза у бабы-яги загорелись, уже не по-бабьи, а по-бабски. Так часто бывает с женщинами, которые чувствуют, что скоро, очень скоро отомстят...
И побрела она от царевича со своею ступою сама собой одна-одинешенька в вечное старческое бессмертие. Зато счастливая! Наконец-то кто-то ее выслушал, кому-то пригодилась! Если так и дальше пойдет, может, и замуж кто вскоре возьмет. Какой-нибудь раскаявшийся леший, решивший начать новую жизнь и тоже подсевший на раздельное питание: ягоды и грибы отдельно от заблудившихся ягодников и грибников.

_________________
Привет росинковцам от истоковцев!
http://майское.рф
07, 2007 10:35 am     e-mail ICQ Number
Юли



: 05.02.2007
: 179

    Крутая у нас темка получилась. Да какая насыщенная, словно от Бабы Яги всё и слышали.
    Только девоньки уходят они всё равно, уходят... мёртвые, то. Те родственнички и близкие, которые ждут перерождения, я их вижу, пока не освободятся от себя самого сидят там ждут, и долго могут ждать. А лучшие перлы - уходят в храм твоего рода. Каждый из них кирпичек этого храма - они силу дают нам. Вспомните вот своих родственников, есть ведь среди них такие, которые уже сейчас - выроде и не видишь их, а вот знаешь просто что они есть и сильнее себя чувствуешь, особенно со старыми это связанно. И умирают когда они, вроде жалко что больше не увидишь, но как-то светло. Даже жалко то себя бывает - как мол без него теперь на земле стоять. А на похоронах слабого человека, либо на пьянку, либо на другой явный большой грех, словно тянешь его на себе, а он колом висит и оживать не хочет, глаз боится открыть... Щас я вам тут наговорю...
07, 2007 5:59 pm     e-mail
  
      rprosinka.com » Русские народные сказки : GMT + 4
1, 2, 3, 4, 5, 6  .
1 6

 







Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Design by Vjacheslav Trushkin / Easy Tutorials (phpBB Tutorials).
Color scheme by ColorizeIt!